facebook vkontakte twitter youtube    

Time: 8:38

На крючке американской Фемиды

Пятница, 29 Май 2015 18:01 Опубликовано в Геополитика

Арест в Швейцарии по запросу США высокопоставленных чиновников ФИФА по подозрению в коррупции вернул к жизни дискуссию о том, насколько далеко американские власти готовы идти в погоне за теми, кого считают преступниками. В интервью  РИА Новости президент Российской ассоциации международного права Анатолий Капустин разъяснил несколько важнейших правовых нюансов ( http://ria.ru/sport/20150528/1066970936.html).

 Именно они делают действия  американских властей незаконными с точки зрения международного права. Что касается конкретной ситуации – с чиновниками ФИФА, то, по словам эксперта, Конвенция ООН 2003 года по борьбе с коррупцией предусматривает правовую помощь между государствами, сотрудничество в этих вопросах, в том числе в вопросах экстрадиции. "Но она не создает непосредственных правовых оснований для решения этих вопросов. Там четко указано, что положения Конвенции должны осуществляться либо через двусторонние, либо через многосторонние договоры. То есть таких оснований у них для того, чтобы эти действия осуществлять в отношении граждан третьих стран — ни швейцарцев, ни американцев — нет", — сказал Капустин. "Они прикрываются ссылками на то, что это коррупция, что с ней надо бороться. Пока нет четких указаний, но они ссылаются на то, что там якобы используется финансовая система США для совершения коррупционных действий. Но что такое финансовая система США? В валюте там что ли передавали в американской? Так она сейчас ходит по всему миру. Получается, что если человек как-то где-то неправильно получил валюту, будет подвергаться экстрадиции в США?", — сказал эксперт. Он считает это "надуманными, ничем не обоснованными действиями, которые могут вызывать недоумение". "Это совершенное злоупотребление правом, это никакое не право", — заметил Капустин. Он сообщил, что с точки зрения международного права есть два принципа: принцип территориальности и принцип гражданства. "Принцип территориальности предполагает, что если действия совершены на территории США или хотя бы часть действий, то США могут привлекать к уголовной ответственности обвиняемых только в том случае, если эти лица в момент совершения преступления находятся на американской территории. А требовать экстрадиции они могут только с согласия того государства, гражданами которой являются обвиняемые", — сказал президент Российской ассоциации международного права. С другой стороны, если американские граждане совершили преступление на территории другой страны, то США могут требовать экстрадиции своих граждан, сказал Капустин. "Так что в ситуации с ФИФА ни принцип территориальности, ни принцип гражданства не применим", — отметил юрист. Он сообщил, что тем самым США пытаются продвинуть экстерриториальность своей юрисдикции. "То есть юрисдикция США вне границ, в любой точке земного шара они могут ее осуществить, если то или иное преступление угрожает их интересам", — сказал Капустин. Американские юристы, в свою очередь, объясняют легитимность действий своих правоохранителей неким «правовым крючком». В газете «Вашингтон пост» (http://www.washingtonpost.com/blogs/the-fix/wp/2015/05/27/how-the-us-can-arrest-fifa-officials-in-switzerland-explained/) устами преподавателя юриспруденции Джессики Тилипман разъясняется, что таким «крючком», за который надо зацепиться может быть, например, телефонный разговор, в котором один из собеседников был на территории США. Или визит в Америку. Или, электронная почта, проходящая через сервер в США. Следуя этой  логике,  «на крючке» может оказаться практически любой житель планеты, который так или иначе использует современные средства связи. Впрочем, во многих случаях, американцам даже не требуются «юридические крючки» - США не брезгуют прямым захватом людей в третьих странах – эти случаи хорошо известны. Американская Фемида не спешит выдавать кому бы то ни было даже, тех, кого собственно в США признали преступником. Достаточно вспомнить историю с экс-премьером Украины Павлом Лазаренко, который после признания его виновным в отмывании денег и уклонении  от уплаты налогов отбыл наказание, а затем «растворился» на территории США. И это несмотря  на то, что его  выдачи требует Украина, а согласно рейтингу самых крупных коррупционеров мира, составленному в 2008 году Всемирным банком по совместной программе с ООН «Возвращение украденных активов», Павел Лазаренко вошёл в число десяти самых коррумпированных государственных чиновников мира.

 

Швейцария намерена оказать помощь Украине в восстановлении управления в Донецкой и Луганской областях.

Об этом на брифинге сказал уполномоченный швейцарского правительства по гуманитарной помощи Мануэль Бесслер, сообщают "Украинские новости".

"Я могу вам сообщить, что уже в следующем месяце мы планируем анонсировать запуск нового проекта, который будет внедрятся ПРООН в Украине. Этот проект будет работать в Донецкой и Луганской областях и будет называться "Восстановление управления и примирения в областях, которые страдают от конфликта", – сказал он.

Бесслер отметил, что в рамках данного проекта, который рассчитан на три года, планируется предоставление швейцарским правительством микрогрантов для представителей общин в городах Донецкой и Луганской областей.

Он также заявил, что Швейцария 15 мая отправила 300 тонн химических реагентов для очистки питьевой воды в качестве гуманитарный помощи для 3,5 млн жителей, пострадавших от конфликта на Донбассе. В понедельник эта помощь прибыла на водоочистительную станцию в Донецк.

Бесслер отметил, что швейцарское правительство намерено отправить второй гуманитарный конвой с реагентами в середине июня. 

 

http://www.pravda.com.ua/rus/

 

Мигранты из ЕС в Швейцарии

Понедельник, 03 Февраль 2014 12:23 Опубликовано в Глобальные вызовы

 

Свобода передвижения между Швейцарией и ЕС приносит, якобы, Конфедерации рост не только благосостояния, но и числа безработных. «Швейцарская народная партия» пугает народ призраком «социального туризма», но власти утверждают, что не все так плохо.

«Сам по себе режим свободы передвижения ведь собственно и задумывался с целью предоставить гражданам Европейского союза право жить и работать в Швейцарии.
Однако в настоящее время, — по всей видимости, это связано с мировым финансовым и промышленным кризисом, — растет число тех, кто приезжает в Швейцарию, не имея на руках действующего трудового договора. Или же многие иностранные граждане, потеряв в Конфедерации работу, просто остаются здесь и живут за счет социальной помощи, то есть — налогоплательщиков». Такова позиция, которой придерживается Ги Пармелан (Guy Parmelin), депутат Национального совета (большой палаты парламента) от консервативной «Швейцарской народной партии» («Schweizerische Volkspartei» — «SVP»).
 
Проблема так называемого «социального туризма» стала одним из центральных тезисов в рамках пропагандистской кампании, развернутой «народниками» накануне намеченного на 9 февраля 2014 года национального референдума по их законодательной инициативе «Против массовой иммиграции». Данная тема, однако, дискутируется сейчас не только в Швейцарии. Причиной серьезных дебатов она стала также в Германии и Великобритании.

Спорная концепция «Социального туризма»

Показатели безработицы в Швейцарии всем известны, они находятся в открытом доступе. C момента вхождения в законную силу «первого пакета» двусторонних соглашений между Швейцарией и ЕС в 2002 году на постоянное место жительство в Конфедерацию переехало примерно 700 тыс. иностранных граждан, причем 60% из них являются гражданами одной из 27-ми стран Европейского союза (ЕС-27).

Безработица в цифрах

В 2013 году общий уровень безработицы в Швейцарии в среднем составлял 3,2%. Годом раньше этот показатель находился на уровне 2,9%.

 
Швейцарцы: 2,2% (+0,1%)
Иностранцы: 6,0% (+0,5%)
ЕС-27: 5,2% (+0,7%)
Португальцы: 7,5% (+0,9%)
Французы: 6,1% (+0,6%)
Испанцы: 5,8% (+1,2%)
Итальянцы: 4,7% (+0,4%)
Немцы: 3,6% (+0,4%)
 

За этот же период в Швейцарии выросло не только число иностранных трудовых кадров из ЕС, но и число тех, кто относится к категории безработных и вынужден жить за счет получения социальной помощи от государства.
 
Что означает этот рост? Значит ли это, что имеем дело с ростом числа злоупотреблений системой швейцарского социального страхования и обеспечения? Для экспертов, глубоко занимающихся вопросами функционирования рынка труда, понятие «социальный туризм» является выдумкой, не имеющей ничего общего с реальностью.
 
«Фактов собственно „социального туризма“, то есть намеренного въезда в страну с целью стать получателем социальной помощи, мы не видим. Подавляющее большинство мигрантов из ЕС имеют в Швейцарии трудовой договор, заключенный еще до приезда в страну», — указывает Марсель Суттер (Marcel Suter), председатель «Объединения кантональных миграционных ведомств» («Vereinigung der Kantonalen Migrationsbehörden» — «VKM»).
 
Такого же мнения придерживается, например, Мишель Корню (Michel Cornut), руководитель Ведомства служб социальной поддержки города Лозанна. Этот город, как известно, принадлежит в Швейцарии к наиболее социально неблагополучным. «Конечно, бывает и так, что человек устраивается тут только для того, чтобы потом перетащить к себе всю семью и посадить ее на „социал“, однако число таких злоупотреблений скорее невелико. Однако для меня очевиден и тот факт, что усиленный приток кадров из-за рубежа приводит к тому, что число иностранцев, оказавшихся вдруг зависимыми от социальной помощи, начинает расти».

Кто имеет право на пособие по безработице?

Мигрантам из ЕС не нужно быть, как говорится, семи пядей во лбу, чтобы иметь возможность использовать потенциал швейцарского социального государства. Существующий между Швейцарией и ЕС правовой порядок исходит из того, что, например, итальянец, который приезжает в Швейцарию, уже имея бессрочный трудовой договор, имеет право тут же получить пятилетний вид на жительство, который потом можно потом продлевать неограниченное число раз.

Социальная помощь в цифрах

В 2012 году социальную помощь в Швейцарии получали 250 333 человека, что соответствует 3,1% от общего числа швейцарского населения.
 
Иностранные рабочие кадры рискуют в относительно большей степени попасть в ситуацию безработицы, поскольку они, как правило, обладают низким уровнем образования и квалификации, имеют более многочисленные семьи и. как правило, работают на основании трудовых соглашений, срок действия которых ограничен.
 
По данным Швейцарского ведомства статистики («Bundesamt für Statistik» — «BFS») доля лиц иностранного происхождения, получающих социальную помощь, составляла в 2012 году6,3% против 2,6% среди швейцарских граждан.
 
Если из группы иностранцев выделить граждан стран ЕС, то среди них этот показатель находился в 2012 году на уровне в 3,1%, что точно соответствовало общешвейцарской квоте безработных.

В случае, если такой гражданин ЕС лишается работы, то он имеет право получать пособие по безработице и социальную помощь, при условии, что он может доказать, что за последние два года он проработал как минимум 12 месяцев.
 
Ги Пармелан, например, считает, что лица, которые потеряли работу и, поэтому, не уплачивают свои взносы в структуры швейцарского социального страхования, должны немедленно покидать страну с тем, чтобы «не сидеть на шее у социального государства. Однако многие такие люди делают все для того, чтобы не уезжать из Швейцарии».
 
По имеющимся статистическим данным в 2012 году от социальной помощи в Швейцарии зависело примерно 35 тыс. человек из 27-ми стран Евросоюза (ЕС-27), что составляет 3,1% процента от всей европейской диаспоры в Швейцарии и, в целом, соответствует общему показателю безработицы в стране. «Другими словами, зависимость от социальной помощи еще не является основанием для аннулирования вида на жительство, хотя, конечно, такой фактор может сыграть серьезную негативную роль при принятии решения о его продлении или не продлении», — уточняет Марсель Сутер.
 
Однако люди, которые приехали в Швейцарию из стран ЕС для того, чтобы еще только найти себе работу, находятся в совершенно иной ситуации. В этом случае они получает полугодовой вид на жительство, при этом в соответствии со швейцарским законодательством такие лица не имеют никаких прав на получение социальной помощи или пособий по безработице, в отличие от Евросоюза, где закон такую возможность предусматривает.
 
Впрочем, какую-то очень скромную помощь такие европейцы могли до последнего времени получить в некоторых общинах на коммунальном уровне. Правительство в Швейцарии намерено незадолго до референдума 9 февраля своей властью и на основе специального закона поставить на этой практике окончательный крест.

Фиктивные трудовые договора: реальная проблема?

Наверное, единственной проблемой, на которую «народники» указывают в целом справедливо, является так называемый «обобщающий принцип» («Totalisierungs-Prinzip»). Дело в том, что теоретически — это разъяснил нам швейцарский Государственный секретариат по вопросам экономики («Seco») — немецкий или итальянский гражданин может претендовать на получение пособия по безработице, проработав в Швейцарии всего один день, при условии, правда, что такое лицо в прошлом как минимум один год проработало в одной из стран ЕС.
 
«Власти смотрят на такие случаи сквозь пальцы, а потому и итоговые балансы швейцарских структур социального страхования оказываются год за годом негативными», — указывает Ги Пармелан, для которого практика заключения трудовых соглашений – однодневок является феноменом, достойным пристального рассмотрения.
 
По данным «Seco», однако, в 2013 году возможностью заключения фиктивных трудовых соглашений воспользовались всего лишь 1800 человек, что составляет 2,5% от общего числа иностранцев, вновь прибывших в этом году в Швейцарию на постоянное жительство (73 318 чел.). И все равно, в истекшем году федеральные и кантональные власти серьезно усилили свою борьбу с такими социальными злоупотреблениями.

Куда склоняются весы?

В связи с этим «Seco» призывает не драматизировать ситуацию. По его мнению, темпы роста безработицы в Швейцарии не выходят за нормальные рамки, в собственно процесс иммиграции оказывает на структуры социального страхования в стране скорее позитивное воздействие.

Доля иностранцев

По данным швейцарского «Федерального ведомства социального страхования» («Bundesamt für Sozialversicherungen» — «BSV») взносы граждан ЕС/ЕАСТ в фонды «AHV», так называемой «первой опоры» швейцарской системы пенсионного страхования, выросли с 2001 по 2010 гг. на 22%.
 
Этот же показатель в отношении работающих швейцарских граждан сократился на 2,4%. В 2012 году по линии «первой опоры» граждане ЕС получили только 15% от общей суммы выплат в рамках системы «AHV».
 
Как будет развиваться ситуация дальше пока никто точно и ответственно предсказать не может.

«Приток людей из стран ЕС/ЕАСТ притормозил старение швейцарского общества, разгрузив во многом структуры социального страхования, существующие во многом за счет перекрестного финансирования», — подчеркивает официальный представитель «Seco» Изабель Херкоммер (Isabel Herkommer).
 
По ее словам, «без фактора иммиграции так называемая «первая опора» швейцарской системы пенсионного обеспечения («AHV») уже в 1992 году оказалась бы глубоко убыточной. Что касается системы страхования по безработице (ALV), что применительно к гражданам ЕС и ЕАСТ расходы и доходы страховых финансовых институтов, работающих в этой сфере, в целом уравновешивают и компенсируют друг друга. Итак, беспокоиться не о чем? Мишель Корню призывает не торопиться с выводами.
 
«Мы должны с беспокойством относиться к любому факту роста числа людей, вынужденных обращаться за социальной помощью, и не важно, кто эти люди, швейцарские граждане или иностранцы. Мы в Лозанне считаем, что режим свободы перемещения людей и капиталов между Швейцарией и ЕС принес с собой скорее больше негатива, чем позитива. В любом случае этот режим имеет много негативных побочных явлений, одно из которых — рост бедности, и оспорить это невозможно».
 
Ги Пармелан предлагает также скептически отнестись к статистическим выкладкам федерального правительства, просто потому, что они не учитывают реальности, в частности, возможности экономического спада. «Мы держим сейчас в руках настоящую часовую бомбу. Через 30 или 40 лет нынешние мигранты из стран ЕС будут иметь право получать пенсию, но вот кто ее будет им обеспечивать?», — задает он вопрос. «Иммиграция ведет только к тому, что власти начинают откладывать на будущее меры, направленные против старения общества».
 
Как бы там ни было, пока создается впечатление, что наибольшую выгоду от режима свободы перемещения получает именно Швейцария. К такому выводу, в частности, пришло исследование, проведенное группой ученых по заказу «ОЭСР». О результатах этого исследования недавно подробно сообщала авторитетная газета «NZZ am Sonntag».
 
Если на одну чащу весов положить расходы, связанные с пребыванием иностранцев в стране (социальное страхование, инфраструктура, административные расходы), а на другую — их вклад в благосостояние страны (налоги, сборы, потребление), то тогда окажется, что вторая чаша на целых 6,5 миллиардов франков перевешивает первую. Однако весы эти все еще колеблются, и очень сильно. Война цифр продолжается и конца ей пока не видно.

 

(Автор: Штефания Зуммерматтер (Stefania Summermatter), swissinfo.ch)