facebook vkontakte twitter youtube    

Time: 3:45

Санкционный смотритель

Понедельник, 16 Март 2015 17:18 Опубликовано в Геополитика

 

Президент США Барак Обама продлил санкции против России на год, сообщила пресс-служба Белого дома. Западные страны с марта 2014 года уже несколько раз вводили санкции в отношении ряда российских политиков, бизнесменов и компаний из-за позиции России по Украине. За последние несколько десятков лет санкции заработали себе репутацию политических  и экономических  мер, которые «почти никогда не срабатывали».

В новейшей истории санкции вводились как решением Совета безопасности ООН, так и одними странами или группами государств против других.  Наиболее часто к санкциям против разных стран и по разным причинам прибегали США. Причем процесс идет по нарастающей: с 1918 по 1992 год они использовали этот инструмент 54 раза, а с 1993 года по 2002 - 61 раз. Причины (реальные или вымышленные)  многообразны: агрессия, содействие (по мнению США) того или иного государства терроризму, незаконная торговля оружием, наркотиками и алмазами, нарушения прав человека и этнические чистки, попытки обзавестись оружием массового уничтожения.

Куба находится в условиях экономической блокады со стороны США более 50 лет. Первые санкции были введены в 1960 году в ответ на национализацию собственности американских граждан и компаний на острове. 3 февраля 1962 года США установили режим полного эмбарго на торговлю с Кубой.  В 2000 году США частично ослабили эмбарго, разрешив американским фирмам продавать Кубе продукцию сельского хозяйства и медикаменты с условием, что оплата будет производиться авансом и наличными. В то же время продажа кубинских товаров в США по-прежнему остается под запретом. В 2013 году, выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН, министр иностранных дел Кубы Бруно Родригес заявил, что ущерб, нанесенный экономике его страны за полвека эмбарго со стороны США, превышает $1 трлн. Однако, американские ограничения так и не привели к ожидаемому Вашингтоном результату - смене политического режима на Кубе. Недавно президент Обама признал, что политика блокады «не соответствовала интересам США» и «почти не имела эффекта».

Вводили санкции США против СССР и России (до введения санкций в 2014 году). В отношении СССР долгое время, включая постсоветский период до 2012 года, действовала поправка Джексона — Вэника (англ. Jackson–Vanik amendment) — поправка 1974 года к Закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека. Предложена конгрессменами Генри Джексоном и Чарльзом Вэником. 16 ноября 2012 года нижняя палата Конгресса США одобрила законопроект, включающий в себя отмену поправки Джексона-Вэника и тут же-  положение о введении санкций по «списку Магнитского». Поправкой Джексона — Вэника запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию, а также другие права человека. Поправкой также предусматривалось применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов. Формально эта норма была введена из-за ограничений на эмиграцию советских граждан, однако действовала она и в отношении других стран — КНР, Вьетнама, Албании. В настоящее время поправка продолжает действовать в отношении ряда постсоветских стран, в том числе Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

В августе 2006 года Государственный департамент США объявил о введении санкций против семи иностранных компаний, которые он обвинил в нарушении американского закона, запрещающего сотрудничество с Ираном в сфере разработки оружия массового поражения. Среди них были две российские компании - ФГУП "Рособоронэкспорт" и корпорация "Сухой". Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов заявил тогда, что введение санкций - "это месть США за заключенный недавно контракт в рамках визита Уго Чавеса в Россию на поставку 24 самолетов Су-30 и другой техники". Эксперт отметил, что "санкции носят в значительной степени символический характер: они показывают недовольство официального Вашингтона тем или иным предприятием. Но объявлять санкции против России или против целой отрасли они не могут, поэтому идут на такие локальные санкции". Уже в ноябре 2006 года администрация американского президента отменила санкции против компании «Сухой». А вот в отношении «Рособоронэкспорта» они остались в силе.

Поcол по особым поручениям МИД РФ Кирилл Барский  в одной их своих статей (http://www.rg.ru/2014/03/08/derjava-site.html) проанализировал попытки введения санкций против Китая в конце 80-х годов прошлого века. Многотысячные демонстрации китайских студентов на площади Тяньаньмэнь в Пекине 3-4 июня 1989 года, были подавлены.  Запад по инициативе США ввёл ряд санкций против Китая за нарушение прав человека, которые включали в себя приостановку всех контактов с Китаем на высоком уровне, прекращение обменов по военной линии, замораживание экономических и инвестиционных связей и т.д. Одновременно президент США Джордж Буш-старший дал указание американским представителям в международных финансовых организациях добиваться приостановки выделения Китаю кредитов. В ответ, Китай ввел комплекс контрмер, которые должны были «продемонстрировать всему миру неизменность внутренней и внешней политики КНР».  В результате этих действий  произошел пересмотр отношений  между двумя странами  в сторону многосторонней дипломатии и усиление Китая в АТР. Кроме того, санкции вынудили Китай заняться масштабным военным строительством, а введенное против КНР оружейное эмбарго дало мощный импульс развитию китайского военно-промышленного комплекса. По заключению Кирилла Барского, попытка международной изоляции Китая постепенно начала давать сбои и в итоге «с треском провалилась». Китай в свою очередь вышел из этой истории одной из ведущих держав и «научился отстаивать свои интересы». В итоге, к 1993 году США окончательно отказались от линии на отчуждение Китая и взяли курс на нормализацию отношений.

Американские санкции против Белоруссии впервые были введены в октябре 2004 года, когда был принят документ "Акт о демократии в Белоруссии". Он содержал анализ белорусской политической реальности и законодательства. В одиннадцати пунктах описывались признаки авторитарности режима Александра Лукашенко. В разделе о санкциях указывалось, что за исключением нужд гуманитарного характера правительству США запрещено предоставлять правительству Белоруссии "какие-либо займы, кредитные гарантии, страховые выплаты, финансирование и любое иное финансовое содействие". В 2006 году Конгресс США принял "Уточняющий акт о демократии в Белоруссии", продлив санкции предыдущего акта еще на два года и увеличив финансирование оппозиционных сил и  масс-медиа. В 2011 году был принят новый "Акт о демократии и правах человека в Белоруссии". Из 22 "обвинительных пунктов" 10 касались подавления акции 19 декабря 2010 года, когда были задержаны 600 человек, включая 4 из 6 кандидатов в президенты. Документ расширил круг упоминаемых чиновников, прибавив к ним сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, США призвали Международную федерацию хоккея приостановить подготовку к ЧМ-2014 в Минске  и ввели санкции в отношении отдельных белорусских предприятий, запретив деловые контакты с ними и заморозив их активы. В начале 2012 года на территорию США был запрещен въезд президенту Лукашенко (США не признают его легитимным руководителем государства), двум его старшим сыновьям и чиновникам — всего 157 человек. Чемпионат мира по хоккею 2014 года успешно прошел в Минске, президент Александр Лукашенко, по-прежнему управляет страной.

По информации Исследовательской Службы Конгресса (Congressional Research Service) на 1997 год, 42% населения мира проживало в странах, подвергавшихся различным санкциям со стороны США.

 

Очевидно, что в большинстве случаев, санкции являются рефлекторной реакцией на события, которые по той  иной причине  не  устраивают американскую администрацию.  "Санкции лучше, чем ничего: они более чувствительны, чем просто брань в адрес посла, и менее кровавы, чем ввод войск. Они могут приносить моральное удовлетворение. И иногда они даже работают", - писал в 2006 году лондонский журнал Economist.

 

 

Основатель «Википедии» Джимми Уэйлс подает в суд на Агенство национальной безопасности США. По мнению Уэйлса, спецслужбы следят за пользователями интернет-энциклопедии, что угрожает фундаментальным основам демократии. Американский союз гражданских свобод (АСГС) подал иск от имени нескольких организаций, включая Wikimedia, которой принадлежит свободная энциклопедия «Википедия», против Агентства национальной безопасности США (АНБ) и его программы массовой слежки в интернете Upstream.  «Рядовые американцы не должны переживать из-за того, что правительство стоит за их спиной и следит за ними, когда они используют интернет», – заявил адвокат АСГС Патрик Туми. О том, что у «Википедии» есть претензии к АНБ, стало известно от основателя интернет-энциклопедии, почетного председателя фонда Wikimedia Джимми Уэйлса. Совместно с Лайлой Третиков (исполнительный директор фонда )  он написал статью для The New York Times, в которой они отметили, что «делают это, потому что фундаментальные основы демократии, а именно свобода обмена знаниями и идеями, находятся под угрозой». «Массовый надзор АНБ над интернет-трафиком на территории США нарушает четвертую поправку, защищающую право на частную жизнь, а также первую поправку, которая дает право на свободу высказывания», уверены руководители крупнейшей электронной энциклопедии в мире.

В самом конце прошлого года журнал Der Spiegel опубликовал очередную порцию документов Эдварда Сноудена. Из них следует, что еще несколько лет тому назад США начали серьезные разработки по части глобальной слежки за пользователями интернета. Так называемый "пятиглазый альянс", в который вошли спецслужбы США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии, поставил перед собой ясную цель - добиться взлома всех систем сетевого шифрования по всему миру.

В  документах сообщается о внутренней классификации взлома различных web-сервисов, компьютерных приложений и протоколов в самом АНБ. В этой классификации есть несколько уровней - от элементарного до "катастрофического". Первый уровень называется "тривиальный", это, в частности, отслеживание маршрута файла в интернете. Чуть сложнее для хакеров из АНБ является взлом чатов в социальных сетях (например,  Facebook - он классифицируется как взлом второго уровня) и дешифровка сервисов вроде российского Mail.ru (третий уровень сложности).  Куда более сложные случаи относятся к четвертой категории. Тут в числе крепких орешков оказались почтовый сервис Zoho, анонимная сеть Tor, компьютерное приложение для шифрования файлов TrueCrypt, криптографический протокол Off-the-Record (OTR) для обмена мгновенными сообщениями, а также протокол IP-телефонии ZRTP, используемый в программах RedPhone и Signal. Эти сервисы и приложения либо не поддались попыткам взлома со стороны спецслужбы, либо потребовали особых усилий. По словам одного из разработчиков этих программ Мокси Мэрлинспайка, "это очень достойный результат, раз АНБ, пытаясь взломать сервисы, видит, как будто через стакан с молоком".  Пятый уровень эксперты АНБ назвали "катастрофическим". К нему относятся не конкретные сервисы и приложения, а их совместное использование, в частности использование анонимного браузера Tor совместно с анонимайзерами и сервисом обмена мгновенными сообщениями Cspace.

С одной стороны, документы Сноудена успокаивают тех, кто верил во всемогущество АНБ, с другой - они наглядно демонстрируют, что с тех пор слежка за интернетом сделала громадный шаг вперед. Одно из подтверждений этому - взлом виртуальных частных сетей (VPN), которые использовали не только предприниматели для закрытых коммуникаций между подразделениями, но даже правительства некоторых стран, в том числе Греции. Ненадежным с точки зрения взлома оказался и протокол PPTP: его, как следует из презентации АНБ под названием "Введение во взлом VPN", вскрыли в рамках проекта FOURSCORE. Благодаря этому хакерам из АНБ удалось получить доступ к данным российской авиакомпании "Трансаэро" и телекоммуникационной фирмы "Мир телематики", а также внутренней переписке афганских, пакистанских и турецких дипломатов. АНБ удается взламывать многие существующие системы и методы криптографии благодаря использованию разнообразных средств. Одно из них - сознательное занижение общепринятых криптографических стандартов. Агенты АНБ целенаправленно ездят на мероприятия вроде встречи Инженерного совета интернета (IETF), разрабатывающего соответствующие стандарты, собирают там необходимую информацию и оказывают влияние на дискуссии в нужном для них ключе. Затем изначально "дырявые" или ослабленные системы шифрования взламываются с помощью суперкомпьютеров. Если же ничего не помогает, АНБ и союзнические спецслужбы прибегают к способу, который в самой организации называется "Воспрещение" (Interdiction). Речь идет о взломе компьютеров или роутеров интересующих АНБ лиц, а также проникновении и установке в них специального шпионского оборудования. АНБ также несанкционированно изымало из каналов связи компаний и организаций по всему миру информацию, связанную с последними методиками шифрования и кодирования, чтобы впоследствии эти данные могли использоваться американскими шпионами. Жертвами шпионажа АНБ стали сотни компаний. Среди них - британская торговая компания GSM Association, которая работала с такими корпорациями, как Microsoft, Facebook, AT&T и Cisco.

Но слежка и шпионаж в интернете, о которых стало известно до сих пор, являются лишь начальной стадией американской киберстратегии, благодаря которой в АНБ планируется изучить слабые места потенциального противника. Следующей же стадией станет разработка и внедрение вредоносных программ, а затем - выведение из строя в случае необходимости критически важных объектов инфраструктуры противника, в том числе электро- и водоснабжения, заводов, аэропортов и иного транспорта, банковской системы, а также уничтожение документов для внутреннего пользования. Конечной целью США, является возможность "осуществлять эскалацию в режиме реального времени".

На одной из своих презентаций АНБ сообщало, что "следующий крупный конфликт начнется в киберпространстве". Сухопутные силы США, ВМС и ВВС уже создали свои кибервойска, ведущая роль, в свою очередь, отводится АНБ. "Неслучайно директор АНБ адмирал Майкл Роджерс также возглавляет кибернетическое командование США", - пишет Der Spiegel. Уже сейчас Киберкомандование США насчитывает более 40 тыс. сотрудников.

 

При этом новое цифровое оружие, которое было разработано для ведения войн по интернету, практически никак - в отличие от других видов оружия - ядерного, биологического или химического - не контролируется международными конвенциями, и единственным применимым к нему законом является право сильного. Существует несколько суперсекретных американских программ по созданию этого нового вида оружия. Один из них - проект АНБ Politerain, или "снайперы АНБ": подразделение для управления специализированным доступом (Tailored Access Operations, TAO). Сотрудники этого управления занимаются "манипуляциями и разрушением компьютеров противника". К примеру, установив на них программу Passionatepolka, сотрудники TAO "могут уничтожать сетевые карты", а такие программы, как Berserkr и Barnfire, предоставляют спецслужбам доступ к чужим компьютерам и удаляют всю хранящуюся на их жестких дисках информацию. Еще одно подразделение АНБ - Центр по удаленному проведению операций (Remote Operations Center, ROC), расположенный в штате Мэриленд в штаб-квартире АНБ в Форт-Миде. Девиз его сотрудников: "Ваша информация - это наша информация, ваше оборудование - это наше оборудование". Среди прочего хакеры из этого подразделения 24 часа в сутки отслеживают деятельность и перехватывают информацию, добытую другими иностранными разведками. Таким образом, западные спецслужбы сознательно нарушают всемирно признанные принципы верховенства права. Это превращает интернет в зону беззакония, в которой сверхдержавы и их спецслужбы могут действовать по своему усмотрению. И их практически невозможно привлечь к ответственности.

 

 

Председатель комитета по делам Вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США Бак МакКион заявил сегодня, что президент США Барак Обама еще ранее признал: Крым уже потерян, передает УНН со ссылкой на «Радио Свобода».

Выступая в Американском институте предпринимательства, конгрессмен-республиканец рассказал, что это произошло еще несколько недель назад во время одной из встреч в Белом доме, на которой он присутствовал.

«Президент делал обзор проблем в мире, и я спросил: «Вы не вспомнили о Крыме. Он что, уже потерян?» - На что ответ был, в общем говоря, «да, потерян», - процитировал президента конгрессмен. Об этом сообщает издание Washington Examiner.

 

http://www.unn.com.ua/

 

15.09.14

 

 

Опрос экспертов 30 стран, проведенный Foreign Policy относительно вопроса, насколько вероятна война между США и Россией, показал, что данная вероятность чрезвычайно мала.

 Экспресс-опрос экспертов в области международных отношений при Колледже Вильгельма и Марии проводило американское издание Foreign Policy  В этом опросе приняли участие 1395 из 4187 экспертов по международным отношениям из американских колледжей и университетов.

 «Насколько велика вероятность начала войны между США и Китаем или Россией в течение следующего десятилетия? В целом, по мнению опрошенных экспертов, вероятность войны между этими державами мала. Между тем, они полагают, что война между США и Китаем менее вероятна, чем война между США и Россией», отмечает американское издание.

Эксперты по обоим регионам придерживаются несколько менее оптимистичных взглядов, чем их коллеги, однако разрыв между региональными экспертами и другими учеными резко увеличивается, когда речь заходит о Китае. По сравнению с другими учеными эксперты по Восточной Азии заявили, что война с Китаем в 1,47 раза вероятнее. Между тем, по сравнению с оценками своих коллег эксперты по России и бывшему Советскому Союзу считают, что война с Москвой в 1,16 раза вероятнее, однако такая разница не является стратегически значимой. В целом, по мнению ученых, вероятность войны с Россией выше. В среднем - по мнению всех ученых - предполагаемый риск войны с Китаем составляет 1,91, а с Россией - 2,55 по шкале от 0 до 10.

Эксперты считают, что США и Россия вступают в новую холодную войну

Также экспертам был поставлен вопрос, не скатываются ли США и Россия, по их мнению, обратно к холодной войне. Ответы были сопоставлены с результатами опроса Gallup, проведенного в марте 2014 года, в ходе которого тот же вопрос был задан общественности. Как выяснилось, по сравнению с общественностью эксперты в гораздо меньшей степени склонны считать, что США и Россия вступают в новую холодную войну: только 38% ученых заявили, что такой конфликт потенциально вероятен, тогда как 50% общественности убеждены, что он действительно возможен.

Согласно теории поколений в социальной психологии, ученые более старшего возраста, которые жили в период холодной войны, с большей долей вероятности будут интерпретировать текущие трения через призму концепций, занимавших центральное место в международных отношениях в период их профессионального становления. Вероятнее всего, именно этим и объясняются результаты опроса. Те эксперты, которые закончили колледж в период холодной войны, придерживаются гораздо более пессимистичных взглядов на отношения США и России, чем те, кто закончил колледж в послевоенную эпоху.

 

http://www.facenews.ua/

 

Страница 8 из 12