facebook vkontakte twitter youtube    

Time: 2:38

Визит в США китайской военной делегации

Четверг, 02 Июль 2015 14:06 Опубликовано в Геополитика

Старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО МИД России И.Денисов выступил с комментарием, посвященным визиту в США китайской военной делегации во главе с заместителем председателя Центрального военного совета, генерал-полковником Фань Чанлуном. И.Денисов полагает, что одним из итогов визита в США китайской военной делегации стал запуск нового механизма сотрудничества между сухопутными силами двух стран. И хотя значение договоренностей не стоит преувеличивать, договоренности и не прорывные, они все-таки позволяют несколько расширить поле взаимодействия Пекина и Вашингтона в военной области, а значит, уменьшить взрывоопасный потенциал недоверия в китайско-американских отношениях.

Как отмечает ученый, рамочный документ по механизму диалога в сфере обмена и сотрудничества между сухопутными силами Китая и США подписали генерал-майор Тан Ин (в Генеральном штабе НОАК он заместитель начальника управления боевой подготовки) и его американский коллега генерал-майор Уильям Хикс, заместитель директора Центра по интеграции сил и средств сухопутных войск США. Договоренности с США вполне укладываются в общий курс Китая на активную военную дипломатию: установление более тесных военных связей с зарубежными государствами и использование военнослужащих НОАК за рубежом в миротворческих и гуманитарных операциях. Акцент в рамочном соглашении с США также был сделан на «мирный компонент» и меры доверия. Подписанный документ, в частности, открывает новые возможности для сотрудничества Пекина и Вашингтона в ликвидации последствий стихийных бедствий, для взаимодействия военных медиков, совместных тренировок инженерных войск и участия в программах оказания гуманитарной помощи. Если тут и есть что-то новое, то это закрепленная на бумаге возможность проведения двусторонних учений сухопутных войск. Совместные учения на море флоты КНР и США уже проводили.

Важный вопрос: где будут проходить тренировки сухопутных войск Китая и США? Если на территории одной из двух стран — одно дело, совсем другое – на территории одной из стран Центральной Азии. Такой вариант совсем исключать нельзя. Наличие дипломатических каналов консультаций Китая и США по безопасности в Центральной Азии уже не тайна. Тем не менее видеть в рамочном документе, да еще подписанном на не очень высоком уровне, старт «большой игры» не стоит. В целом документ носит больше технический характер.

Оптимистический настрой визита, по мнению И.Денисова в какой-то мере можно списать на пиар, в котором были заинтересованы обе стороны. Замечено, что чем хуже у Китая складываются отношения с соседями по региону, тем активнее Пекин пытается уверить всех, что в китайско-американских отношениях есть возможности для большего сближения. Таким образом, китайское руководство посылает региональным державам сигнал о том, что США вынужденно считаются с сильным Китаем и готовы с ним договариваться.

Подводя итоги визита, Фань Чанлун отметил, что вооруженные силы Китая и США должны развивать новый тип межармейских связей, которые он охарактеризовал как «взаимодоверительные, основанные на сотрудничестве, бесконфликтные и устойчивые». Ясно, что это идеал, путь к которому может быть тернист. Китайско-американские противоречия в АТР по-прежнему ограничивают возможность того, чтобы механизмы взаимного доверия работали без перебоев. Китайской стороне предельно ясно, что в современном мире Китай и США действуют, если и сверяясь, но совсем по разным оперативным планам, заключает ученый.

 

http://www.mgimo.ru/news/experts/document274246.phtml

 

За последние месяцы давление со стороны Евросоюза и США на Азербайджан в вопросах «прав человека и демократических институтов»  достигла такого уровня, что стала вызывать сильнейшее раздражение и открытое сопротивление со стороны руководства Азербайджанской Республики.

Для России это – благоприятная ситуация, дающая почву для улучшения  отношений с Баку, с середины девяностых годов носивших прохладный характер. Азербайджанское руководство очень обижено незаслуженно холодным и враждебным освещением Европейских Игр в Баку в западных СМИ, а также неявкой на церемонию открытия лидеров США и ЕС (приезд Путина, Лукашенко и Эрдогана составил положительный «евразийский» контраст).

И ОСКОРБЛЕНИЕ, И УГРОЗА

Американо-европейская холодность воспринимается в Баку, во-первых, как неблагодарность. Ничто так не осуждается на Востоке, как грубость в отношении пригласивших тебя хозяев. Ведь 9-миллионный Азербайджан только по официальной отчетности потратил на игры 915 миллионов бюджетных долларов (из-за спонсорства Игр со стороны государственной нефтяной компании SOCAR реальные расходы могли быть больше), а потому чувствовал себя вправе рассчитывать на более вежливое обращение. Во-вторых, холодность Запада воспринимается в Баку еще и как угроза. За холодным отношением западных политиков к Европейским Играм и ссылками на «нарушения прав человека» азербайджанские политики видят не «абстрактный гуманизм», а план по дестабилизации существующего в Азербайджане государства.

Запад сам подкрепляет эти подозрения своей политикой. Обидевшая Баку резолюция бундестага была опубликована за день до Игр под вызывающим заголовком: «Требовать демократии, правового государства и прав человека в Азербайджане – в том числе и во время Игр 2015 года».http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/050/1805097.pdf        

В резолюции бундестаг требует от исполнительной власти ФРГ «строго придерживаться линии, по которой наше правительство не будет представлено высокопоставленными персонами на мероприятиях Евроигр, а также требовать на общеевропейском уровне, чтобы такой же позиции придерживались и страны-члены, а также учреждения Евросоюза». Далее идут требования обеспечить придирчивую проверку предстоящих осенних выборов в парламент Азербайджана со стороны БДИПЧ ОБСЕ («Бюро по демократии и правам человека», хорошо известное россиянам по скандалам вокруг выборов 2011-2012 годов). Есть и требование к Баку – освободить нескольких названных поименно «политических заключенных».

Помимо Германии, бесконечную информационную кампанию вокруг этих самых якобы политических заключенных ведут и СМИ Великобритании, Франции, других стран ЕС.    

ТРУДНЫЙ РАЗГОВОР В ПАСЕ

Судя по всему, с неприятными последствиями этой кампании азербайджанским дипломатам придется столкнуться уже на ближайшей сессии ПАСЕ. В интервью агентству АПА глава делегации Азербайджана в ПАСЕ Самед Сеидов сообщил, что на этой сессии будет заслушан доклад «Деятельность демократических институтов в Азербайджане», а также состоится обсуждение в Комитете по мониторингу ПАСЕ (который уже представил  суровый предварительный доклад на эту тему) ситуации с правами человека в стране. http://www.vesti.az/news/252749

Предварительный доклад по Азербайджану содокладчиков Комитета по мониторингу – поляка Тадеуша Ивинского и испанца Педро Аграмунта – выдержан в привычных для докладов ПАСЕ о России выражениях: «Комитет выражает глубокую озабоченность в связи с наступлением на права человека в Азербайджане, где условия работы для НГО и правозащитников существенно ухудшились»,- сообщают два содокладчика. «Комитет призывает власти продолжить работу Совместной рабочей группы по вопросам прав человека, в соответствии с договоренностью Генерального Секретаря Совета Европы и Президента Азербайджанской Республики, заключенным в августе 2014 года».http://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTML-en.asp?fileid=21802&lang=en

ЗА «ОЗАБОЧЕННОСТЬЮ» - ПЛАН СМЕНЫ РЕЖИМА

Опыт Украины показал азербайджанскому руководству, что «условия работы для НГО» признаются западными структурами удовлетворительными только тогда, когда в той или иной стране у власти, наконец, оказывается стопроцентный ставленник США и ЕС (такой, как Петр Порошенко на Украине или Дональд Туск в Польше). Причем часто «смена режима» (regimechange) проводится руками тех самых «страдающих» и финансируемых с Запада негосударственных организаций.

В этих условиях азербайджанское руководство, на самом деле не ищущее никаких конфликтов ни с Западом, ни с кем бы то ни было еще, может оказаться просто вынуждено пересмотреть свою прежнюю политику. А она в последние 20 лет была направлена как раз на интеграцию с Западом при сохранении хороших отношений с Россией (без вступления в патронируемые Россией интеграционные объединения типа Таможенного Союза или Евразийского Экономического Союза). Со времен президентства Гейдара Алиева Баку держал курс на интеграцию с Западом через энергетическое сотрудничество (начавшееся с трубопровода Баку-Джейхан), а также через вступление в оказавшиеся на поверку подконтрольными Западу европейские структуры – Совет Европы, ОБСЕ, а в последние годы – в Восточное Партнерство ЕС.

ГУБИТЕЛЬНОЕ «ПАРТНЕРСТВО»

Но в нынешних условиях оказывается, что членство в этих организациях не дает существующей законной власти гарантию признания и невмешательства. Как раз наоборот: членство, скажем, в Восточном Партнерстве создает условия для вмешательства Запада через выдвижение все новых «ценностных требований».

Тут стоит вспомнить слова первого российского вице-премьера Игоря Шувалова, отметившего на недавнем Санкт-Петербургском экономическом форуме тот факт, что Восточное Партнерство стало одним из инструментов отдаления Украины и других бывших республик СССР от России.

Так против действующей в Баку власти предлагает использовать Восточное Партнерство и цитировавшаяся выше резолюция бундестага, рекомендовавшая федеральному правительству Германии следующее:

«Используя сотрудничество в рамках Восточного Партнерства и членство Азербайджана в Совете Европы поставить азербайджанское государственное руководство перед необходимостью уважения конституционных прав и прав человека для всех граждан и гражданок». Далее германские парламентарии лезут уж и вовсе не в свое дело, рекомендуя начать через Восточное партнерство «реформы в направлении правового государства, а также активную борьбу с коррупцией».http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/050/1805097.pdf

 ТАК ЖЕ БЫЛО И С РОССИЕЙ

Думается, есть смысл обратить внимание азербайджанской стороны и на тот факт, что недружественные высказывания против Азербайджана как под копирку списаны из аналогичных высказываний против России годовой давности. В той же направленной против Евроигр в Баку резолюции бундестага есть и отсылка к России:

«По мнению многих представителей спортивных организаций и союзов, проведение спортивных мероприятий может стать стимулом к демократизации проводящих эти мероприятия стран… Опыт последних лет показывает, однако, что эти ожидания не оправдываются. Олимпийские игры в Пекине в 2008-м году или зимние игры в Сочи в 2014 году – это примеры того, как спортивные мероприятия не только не ведут к улучшению ситуации с правами человека, а, напротив, дают совершенно противоположный эффект».

Следует отметить, что враждебное отношение к Евроиграм со стороны Евросоюза и США, а также следующей в кильватере их политики западной прессы не стало наказанием за одно лишь «строптивое» поведение Азербайджана на недавнем рижском саммите Восточного Партнерства. (Тогда, как известно, Баку отказался присоединиться к резолюции, осуждающей российскую «аннексию» Крыма). Враждебность со стороны США и Евросоюза к Баку проявляется открыто как минимум с конца 2014 года. Возможно, это связано с тем, что Азербайджан не оправдал надежды Запада на проведение антироссийской политики во время своего председательства в Совете Европы в 2014 году.

Еще тогда, в декабре 2014 года, представительница  госдепа Мари Харф стандартно заговорила о «давлении на гражданское общество в Азербайджане», на что тотчас же последовала гневная отповедь из пресс-служба президента Ильхама Алиева. «Высказывания HumanRightsWatch, AmnestyInternational и других неправительственных организаций, а также представителей госдепа США, во-первых, не отражают реальность, а во-вторых, ни одна международная организация не уполномочивала госдеп США рассуждать по поводу происходящих в других странах процессах», – сказал тогда пресс-секретарь президента Азер Гасымов. http://www.fondsk.ru/news/2014/12/08/azerbajdzhan-zajavil-o-dvojnyh-standartah-v-vyskazyvanijah-gosdepa-ssha-30804.html

 

Все эти обстоятельства говорят о возможности нового сближения России и Азербайджана – не на основе ностальгии по советскому прошлому, а на основе неприятия политики «ценностного превосходства» и дестабилизирующей «смены режимов» со стороны США и ЕС. И здесь  важно, чтобы новый союз между Москвой и Баку, если он сложится, принял форму не «элитного консенсуса», а настоящей, народной коалиции. Возможности для такой коалиции есть. В Азербайджане не только власть, но и большая часть интеллигенции, самые широкие слои населения с ужасом смотрят на плоды «смены режимов» на Украине, в Ираке, в Ливии и Сирии. И моих разговоров с различными представителями азербайджанского общества стало ясно - простые люди такое новое сближение наших стран поддержат.

 

 

На космодроме  Алькантара в Бразилии. Фото: yavics.ru

Соединенные Штаты и Россия состязаются за партнерство с Бразилией в деле запуска коммерческих спутников с космодрома, расположенного возле экватора.

Власти Бразилии намерены в ближайшее время выбрать технического партнера, пишет со ссылкой на источники Reuters.

В течение последних десяти лет бразильцы сотрудничали по данному направлению с Украиной. Однако программа была приостановлена в феврале этого года по инициативе Бразилии, власти которой сослались на финансовые трудности, испытываемые новым украинским правительством, что делало совместную работу невозможной.

Президент страны Дилма Руссефф  выберет нового партнера по целому ряду факторов, включая уровень дипломатических отношений и качество предлагаемых технологий.

Космическое партнерство не будет стоять на повестке дня во время визита Руссефф в Белый дом 30 июня. Однако тон визита, знаменующего сближение США и Бразилии после двухлетнего периода напряженных отношений из-за скандала с программами слежения Агентства национальной безопасности (АНБ), может повлиять на ее решения, сообщил источник.

«Если все пройдет хорошо, то американцы выйдут на финишную прямую в борьбе за контракт», сказал источник – бывший чиновник из Бразилии, принимавший участие в переговорах по космическому партнерству.

Географическое положение космодрома Алькантара делает его привлекательным для потенциальных партнеров: расположение базы возле экватора позволяет выводить спутники на орбиту по кратчайшей траектории и с минимальным расходом топлива.

Директор Бразильского космического агентства Хосе Раймундо Коэльо сказал Reuters, что Россия заинтересована в сотрудничестве с Бразилией и находится в авангарде космических технологий, в то время как сотрудничеству с США мешают «определенные трудности, которые будет необходимо преодолеть».

 

(По материалам агентства Рейтер и  радио «Голос Америки»).

 

 

Фото: vesti.bg

Эскалация конфликта на Украине и присоединение Крыма привели Россию и США к самому сильному кризису со времен Холодной войны, говорится в ежегодном докладе Стокгольмского института проблем мира (SIPRI). Обе страны пересматривают свою атомную политику и замедляют процесс разоружения.

Количество ядерного оружия в мире продолжает сокращаться, однако это отнюдь не означает, что планета движется к безъядерному будущему. Просто атомное оружие становится все совершеннее. Такой вывод делают сотрудники SIPRI  в своем последнем отчете, опубликованном в понедельник, 15 июня, в ежегоднике института «Вооружения, разоружение и международная безопасность».

Согласно данным доклада, к началу 2015 года в мире насчитывалось около 15 850 единиц ядерного оружия, имеющегося в распоряжении девяти стран - США, России, Великобритании, Франции, Китая, Индии, Пакистана, Израиля и Северной Кореи. Это примерно на 500 боеголовок меньше, чем было насчитано годом ранее. Эксперты констатируют, что сокращение идет в первую очередь за счет уменьшения арсеналов ядерного вооружения США и России, на долю которых приходится более 93 процентов всего ядерного оружия. После окончания холодной войны обе страны избавляются от устаревшей техники.

Работа ведется в рамках договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений СНВ-3, подписанного в 2010 году. Он предусматривает сокращение количества ядерных боезарядов и обмен данными о составе стратегического ядерного вооружения. Одновременно с этим обе страны запустили свои программы по модернизации ядерного арсенала.

В числе главных проблем ядерной безопасности авторы доклада называют эскалацию украинского конфликта и аннексию Крыма, которые привели к самому серьезному кризису со времен холодной войны и изменили ядерную политику, проводимую Россией и США. В докладе SIPRI говорится, что обе страны замедлили темпы сокращения запасов своих ядерных боеголовок. По данным SIPRI, количество ядерных боеголовок в РФ за год уменьшилось с 8 тысяч, до 7,5 тысячи. США, в свою очередь, избавились только от сорока ядерных зарядов - с 7300 до 7260.

«Кризис на Украине, определенно, будет оказывать влияние на атомную политику Москвы, - предвидит эксперт по вопросам безопасности и контроля над вооружениями берлинского Фонда науки и политики (SWP) Оливер Майер (Oliver Meier). - Россия вновь придает большое значение ядерному оружию - в том числе ближнего радиуса действия, размещенному в Европе».

Также существует риск, что стороны станут передислоцировать свои стратегические и тактические ядерные системы. Североатлантический альянс обеспокоен размещением российских ядерных вооружений в Крыму. Москва, в свою очередь, выступает против возможной дислокации в европейских странах тактического ядерного оружия и продолжает обвинять НАТО в нарушении договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Украинский кризис может иметь далеко идущие последствия, указывает сотрудник Гессенского фонда исследования мира и конфликтов (HSFK) Джорджо Франческини, напоминая историю после распада СССР. Тогда по Лиссабонскому протоколу, подписанному в 1992 году, Киев отдал Москве свой оставшийся ядерный арсенал в обмен на гарантии безопасности со стороны России, США и Великобритании.

Джорджо Франческини полагает, что украинский кризис - пугающий сигнал для всех тех государств, которые стоят перед решением, создавать ли собственное атомное оружие. По мнению эксперта, пример Украины может повлиять на исход переговоров по ядерной программе Ирана со странами «шестерки»: Францией, Германией, Великобританией, Россией, Китаем и США.

Еще один предмет для беспокойства - наращивание арсеналов ядерного вооружения в Китае, Индии и Пакистане. По данным SIPRI, общее количество китайских ядерных боеголовок увеличилось за год с 250 до 260 единиц. Индия и Пакистан, в свою очередь, наращивают мощности производства обогащенного урана, использующегося для разработки ядерного оружия, и могут утроить существующий арсенал в течение десяти лет. Эксперты опасаются, что это может привести к началу гонки вооружений между азиатскими странами. Не исключают аналитики и возможность применения одним из этих государств оружия в случае военных конфликтов.

Оливер Майер отмечает, что еще никто в мире не сталкивался с подобными ядерными треугольниками. Аналитик подчеркивает: чтобы снизить риск ядерной угрозы, Индии и Пакистану необходимо обеспечить прозрачность арсенала атомного оружия. Эти страны не являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия, ратифицированного в 1969 году. Соглашение, подразумевает наличие всего пяти главных ядерных держав и содержит обязательства государств по контролю за распространением ядерных боеголовок и увеличению использованию атома в мирных целях.

 

 

(По материалам Deutshe Welle).

 

Страница 5 из 12