facebook vkontakte twitter youtube    

Time: 1:19

В начале октября Северная Корея предложила Соединенным Штатам заключить мирный договор между двумя странами, которые формально последние 62 года находятся в состоянии войны. Через две с лишним недели, США отвергли предложение КНДР. В комментарии руководителя Школы востоковедения Высшей школы экономики А.Маслова, опубликованном агентством «Росбалт», говорится о том, что заставило КНДР пойти на столь необычный шаг и почему Вашингтон отвергнул это предложение.

Предложение КНДР заключить мирный договор  с США – это  первая инициатива руководства КНДР такого рода, первый шаг Северной Кореи такого уровня. Со времен Корейской войны 1950-1953 годов позиция КНДР была неизменной. Американцы рассматриваются там как враг, который находится вне переговорного поля, вообще. Причем, учитывая риторику северокорейских официальных лиц, Америка рассматривается как абсолютный враг, с которым надо только бороться. Не случайно, до середины текущего года любая речь нынешнего лидера КНДР Ким Чен Ына и его предшественников заканчивалась обещаниями обрушить на голову американцев "ядерный град", "огненный смерч" и тому подобное. И вот месяц назад из речей северокорейских руководителей исчезли столь яркие угрозы по адресу США.

Почему КНДР пошла на такой политический шаг? Во многом он был сделан не для того, чтобы заключить мирный договор с американцами, а для того, чтобы в очередной раз попытаться «раскачать» американо-южнокорейские отношения. Дело в том, что КНДР не раз делала те или иные заявления или давала обещания, а потом отказывалась от них. Например, в 2004 году она пообещала отказаться от своей ракетной (тогда еще не ядерной) программы. Эту весть озвучил Президент России Владимир Путин. После чего представители КНДР заявили что их не так поняли, и отказались от своих слов. Точно так же в 2011 году КНДР обещала свернуть свои ядерные программы, но после отказались и от этого.

Руководство КНДР прекрасно понимало, что при любой реакции США на эту инициативу КНДР ничего не проигрывает. Если бы американцы согласились заключить мирный договор, то, северокорейцы могли бы отказаться, сказав, что США выставляет неприемлемые условия для заключения мирного договора. Если же американцы отказываются, в КНДР заявляет: вот видите, у нас мирные намерения, а США против. Можно предположить, что эта северокорейская инициатива — один из их политических шагов, направленных на то, чтобы прощупать реакцию США, но без заключения мирного договора.

В любом случае –  это исторический шаг со стороны Северной Кореи, ничего подобного раньше не было. Озвучил его министр иностранных дел КНДР в рамках общеполитической дискуссии, развернувшейся на заседании Генеральной ассамблеи ООН 2 октября с.г. Больше того, он тогда впервые произнес слова о том, что Северная Корея готова к "конструктивному диалогу", такое словосочетание первый раз прозвучало в устах одного из северокорейских политиков. Надо учитывать, что первые попытки вступить в переговоры по заключению мирного договора были предприняты еще в 2010-2011 годах. Но обе страны тогда не были готовы к такому решительному шагу.

Для Соединенных Штатов отсутствие мирного договора является очень серьезным рычагом давления на КНДР. Такое давление в целом приводит к тому, что экономическая ситуация в Северной Корее ухудшается. Больше того, в 2013 году Пхеньян расторг соглашение о ненападении с Южной Кореей. По сути, КНДР в одностороннем порядке вышла из соглашения о перемирии, которое было подписано еще в 1953 году. Никаких действий за этим не последовало, но это поставило две Кореи на грань войны.

В августе текущего 2015 года обе стороны обвинили друг друга в ведении пропаганды, причем Сеул запускал воздушные шары с пропагандистскими листовками для Северной Кореи. Кроме того, южнокорейцы впервые за последние десять лет включили громкоговорители, которые вещали на КНДР. Все это привело к тому, что в конце августа стороны обменялись артиллерийскими ударами. За этим могла последовать настоящая война.

Пхеньян выдвинул ультиматум Сеулу о прекращении пропаганды. Громкоговорители Южной Кореи были выключены и стороны вернулись к переговорам. В принципе это была серьезная политическая победа Ким Чен Ына. Ему надо было ее развивать, потому что усиление внешней политики Северной Кореи является важным пунктом укрепления ситуации внутри страны. К тому же северокорейцы начинают демонстрировать независимость своих действий от Пекина. Хотя многие наблюдатели и утверждают, что Китай играет далеко не последнюю роль в таких инициативах КНДР.

Еще один важный момент заключается в том, что представителей КНДР не пускали на трибуну Генассамблеи ООН в течение 15 лет как минимум. И первое, что они предложили, поднявшись на нее — мирный договор с США. Как политический шаг — это было сильно.

США изначально полагают, что КНДР должна начать ядерное разоружение, а потом можно начать переговоры о заключении мирного договора. Северная Корея совершенно точно не пойдет на компромисс в этом вопросе, поскольку именно ядерное оружие и является той дубинкой, которая заставляет с ней считаться. По мнению ее руководителей, это единственный способ «сдерживания агрессии» США.

В Пхеньяне все хорошо рассчитали, там понимали, что Вашингтон первым делом потребует от КНДР ядерного разоружения, на которое она не пойдет. Северокорейцы отлично разыграли карту мирных предложений. Одновременно они утверждают, что страна без ядерного оружия будет мгновенно раздавлена агрессией США, приводя в пример Ливию и Иран — страны, которые пошли на переговорный процесс со Штатами и были, в конце концов, раздавлены американской военной и политической машиной.

 

http://www.rosbalt.ru

 

Фото: vesti.bg

Эскалация конфликта на Украине и присоединение Крыма привели Россию и США к самому сильному кризису со времен Холодной войны, говорится в ежегодном докладе Стокгольмского института проблем мира (SIPRI). Обе страны пересматривают свою атомную политику и замедляют процесс разоружения.

Количество ядерного оружия в мире продолжает сокращаться, однако это отнюдь не означает, что планета движется к безъядерному будущему. Просто атомное оружие становится все совершеннее. Такой вывод делают сотрудники SIPRI  в своем последнем отчете, опубликованном в понедельник, 15 июня, в ежегоднике института «Вооружения, разоружение и международная безопасность».

Согласно данным доклада, к началу 2015 года в мире насчитывалось около 15 850 единиц ядерного оружия, имеющегося в распоряжении девяти стран - США, России, Великобритании, Франции, Китая, Индии, Пакистана, Израиля и Северной Кореи. Это примерно на 500 боеголовок меньше, чем было насчитано годом ранее. Эксперты констатируют, что сокращение идет в первую очередь за счет уменьшения арсеналов ядерного вооружения США и России, на долю которых приходится более 93 процентов всего ядерного оружия. После окончания холодной войны обе страны избавляются от устаревшей техники.

Работа ведется в рамках договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений СНВ-3, подписанного в 2010 году. Он предусматривает сокращение количества ядерных боезарядов и обмен данными о составе стратегического ядерного вооружения. Одновременно с этим обе страны запустили свои программы по модернизации ядерного арсенала.

В числе главных проблем ядерной безопасности авторы доклада называют эскалацию украинского конфликта и аннексию Крыма, которые привели к самому серьезному кризису со времен холодной войны и изменили ядерную политику, проводимую Россией и США. В докладе SIPRI говорится, что обе страны замедлили темпы сокращения запасов своих ядерных боеголовок. По данным SIPRI, количество ядерных боеголовок в РФ за год уменьшилось с 8 тысяч, до 7,5 тысячи. США, в свою очередь, избавились только от сорока ядерных зарядов - с 7300 до 7260.

«Кризис на Украине, определенно, будет оказывать влияние на атомную политику Москвы, - предвидит эксперт по вопросам безопасности и контроля над вооружениями берлинского Фонда науки и политики (SWP) Оливер Майер (Oliver Meier). - Россия вновь придает большое значение ядерному оружию - в том числе ближнего радиуса действия, размещенному в Европе».

Также существует риск, что стороны станут передислоцировать свои стратегические и тактические ядерные системы. Североатлантический альянс обеспокоен размещением российских ядерных вооружений в Крыму. Москва, в свою очередь, выступает против возможной дислокации в европейских странах тактического ядерного оружия и продолжает обвинять НАТО в нарушении договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Украинский кризис может иметь далеко идущие последствия, указывает сотрудник Гессенского фонда исследования мира и конфликтов (HSFK) Джорджо Франческини, напоминая историю после распада СССР. Тогда по Лиссабонскому протоколу, подписанному в 1992 году, Киев отдал Москве свой оставшийся ядерный арсенал в обмен на гарантии безопасности со стороны России, США и Великобритании.

Джорджо Франческини полагает, что украинский кризис - пугающий сигнал для всех тех государств, которые стоят перед решением, создавать ли собственное атомное оружие. По мнению эксперта, пример Украины может повлиять на исход переговоров по ядерной программе Ирана со странами «шестерки»: Францией, Германией, Великобританией, Россией, Китаем и США.

Еще один предмет для беспокойства - наращивание арсеналов ядерного вооружения в Китае, Индии и Пакистане. По данным SIPRI, общее количество китайских ядерных боеголовок увеличилось за год с 250 до 260 единиц. Индия и Пакистан, в свою очередь, наращивают мощности производства обогащенного урана, использующегося для разработки ядерного оружия, и могут утроить существующий арсенал в течение десяти лет. Эксперты опасаются, что это может привести к началу гонки вооружений между азиатскими странами. Не исключают аналитики и возможность применения одним из этих государств оружия в случае военных конфликтов.

Оливер Майер отмечает, что еще никто в мире не сталкивался с подобными ядерными треугольниками. Аналитик подчеркивает: чтобы снизить риск ядерной угрозы, Индии и Пакистану необходимо обеспечить прозрачность арсенала атомного оружия. Эти страны не являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия, ратифицированного в 1969 году. Соглашение, подразумевает наличие всего пяти главных ядерных держав и содержит обязательства государств по контролю за распространением ядерных боеголовок и увеличению использованию атома в мирных целях.

 

 

(По материалам Deutshe Welle).